Болдинские акварели Валерия Хазова
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман...
Болдинские акварели Валерия Хазова
А.С. Пушкин
Памятник А.С. Пушкину в с. Б.Болдино. 1997г.
В 1830 году, накануне женитьбы Александра Сергеевича Пушкина, отец выделил ему 200 душ крестьян. Оформление дел по поводу во владение имением стало причиной первого приезда поэта в болдинскую вотчину.

Позднее он приезжал сюда еще дважды – в 1833 и 1834 годах – и в общей сложности провел здесь немногим более пяти месяцев.

Село Болдино на юге Нижегородской губернии в течении трех столетий принадлежало Пушкиным.

Знакомство с землей предков стало для Пушкина событием, здесь он живо ощутил кровную связь с судьбой своего древнего рода.
Ивы над прудом (с. Б.Болдино). 2000г.
Он жил в отцовской усадьбе рядом с величественной Успенской церковью, воздвигнутой по воле его деда. Во время вечерних прогулок часто выходил к ближнему пустырю с одинокой часовней и заброшенным старым погостом, где когда-то стояла деревянная церковь, построенная при первых Пушкиных.

В 1830 году Пушкин приехал в Болдино в самом начале осени и прожил здесь три месяца – с сентября по ноябрь.
Часовня Архангела Михаила (с. Б.Болдино). 2004г.
Дела по поводу во владение сельца Кистенево завершил еще в сентябре и мог бы вернуться в Москву, где ждала его невеста, юная красавица Наталья Гончарова. Но в это время эпидемия холеры, которая еще с лета подкрадывалась с низовьев Волги, захватила центр России, оказалась совсем рядом, вспыхнула в Москве – и дороги были перекрыты карантинами. Тревожили мысли о невесте, оставшейся в зараженной Москве; не доходило никаких известий о родственниках и друзьях – и порой его охватывало отчаяние. Но вопреки всему в эту тревожную, богатую бедами осень он пережил неповторимый творческий взлет.
Плотина Верхнего пруда (с. Б.Болдино). 1997г.
Так ему не писалось никогда и нигде. Осеннее затворничество, чувство отъединенности от внешнего мира, ощущение полной свободы, даже здешняя природа – спокойные ландшафты с плавными перекатами холмов под огромным куполом неба – все способствовало особому творческому настроению души.

Ежедневно или через день-два из-под пера Пушкина выходило новое произведение, и так продолжалось почто все время его пребывания здесь.
В парке музея-заповедника А.С. Пушкина Болдино. 1997г.
За три месяца было создано около пятидесяти произведений (и это при невероятном жанровом и тематическом многообразии): «Повести И.П. Белкина», «Маленькие трагедии», две последние главы «Евгения Онегина», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «История села Горюхина», десятки стихотворений, среди которых такие шедевры пушкинской лирики, как «Прощание», «Для берегов отчизны дальной…», «Заклинание», «Я здесь, Инезилья…», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». Кроме этого еще и публицистика, ряд полемических и литературно-критических статей…

Подобного в жизни Пушкина не было ни ранее, ни потом. Да и в истории не только русской, но и всей мировой литературы этот период его творческой биографии остается явлением феноменальным. Он давно получил поэтичное звучание – Болдинская осень.

Слава великого поэта России сделала этот край пушкинским навсегда.

Многие художники обращались к теме «Болдинская осень», но сейчас в этих местах появился свой художник – Хазов Валерий Иванович. И не только потому, что он здесь родился, вырос и нарисовал первые акварели, а потому что у него есть особое понимание, свое видение природы этого края.
Жулин Ю.А.,
директор Государственного литературно-мемориального и
природного музея-заповедника А.С. Пушкина «Болдино»,
кандидат исторических наук.
Болдинские акварели Валерия Хазова
Болдинские акварели Валерия Хазова
Сайт управляется системой uCoz