Болдинские акварели Валерия Хазова

Творчество Валерия Хазова

Болдинские акварели Валерия Хазова
Художник-самородок, вышедший из русской глубинки, с детских лет читал сочинения А.С. Пушкина, много рисовал, слушал народные предания о пребывании А.С. Пушкина в Болдине. Пушкинская тема стала лейтмотивом творчества В. Хазова.

Цикл акварелей, посвященный Болдину, кажется волшебной прогулкой по пушкинским местам. Картины "Ветряная мельница (с. М.Болдино)", "Осень в окрестностях с. Б.Болдино", "В парке", "Ивы над прудом" не только рисуют созерцательную картину болдинской природы, но передают ощущение связи времени прошлого и настоящего. Лирическое мироощущение , передача настроения, своего душевного состояния - все это вызывает ассоциации с А.К. Саврасовым, И.И. Левитаном, Ф. Васильевым, Л. Каменевым. Традиции передвижников продолжаются и переосмысливаются по-своему, индивидуально.

Постоянная работа с натуры, освоение законов пленэра дали В. Хазову возможность усовершенствовать рисунок, сформировать профессиональные качества живописца. Работа над этюдами обогатила его палитру, способствовала постижению соотношения света и цвета. Классическая построенность композиции, продуманная цветовая гамма придают этюдам В. Хазова картинный характер. Этюды воспринимаются не как подготовительная работа к картине, а как самостоятельное законченное произведение. Картины В. Хазова, реалистические в своем ключе, подкупают силой выражения, тонким лиризмом, мастерством.

Акварели "Осень в окрестностях села Большое Болдино", "Вечер. Болдинские дали", "Старая липовая аллея", "Деревня Львовка" пронизаны любовью к родной земле. Глубина художественной образа поражает: видимо, в подсознании художника прочно сидит память о генетическом причастности к пушкинсому наследию.

В акварели "Майский мотив" художник ощутимо передал, как ласково светит весеннее солнце, как свет играет в листве и ложится бликами на свежую траву. Лирика в своей ясности рассказа здесь становиться главным содержанием картины. Построение пространства в картинах "Ветряная мельница (с. М.Болдино)" носит, согласно классическим канонам, линейно-объемный характер. Но замена линейного рисунка красочным пятном, соотношением неба и земли, в единую тотальную гамму придают изображеню целостность, логику, ритм. Художник эмоционально передал впечатление первого выпавшего снега и размытой дороги, уходящей в даль, нашел композиционную завершенность и колористическую уравновешенность.

Поиски В.Хазовым обобщенности и выразительности образа, его лаконизма, как и живописная манера, основанная на цветописи, отразились в характере и манере поздних работ. уолоритность при относительной сдержанности, приглушенности, разработка цвета в пределах малого количества цветов - это величайший уровеь мастерства. Техника акварели требует особой тщательности исполнения, так как краски наносятся на бумагу тонкими прозрачными пятнами. При этом белый цвет листа участвует в создании художественного образа как средство изобразительности, как равноправный элемент цветового строя картины. Картины более позднего периода говорят о достигнутом умении синтезировать образы природы средней русской полосы. Сюжетные мативы картин просты и понятны, однако эта простота, движение и жизнь - одна из труднейших заач в искусстве. У Валерия Хазова в простоте мотива привлекает поэтическая возвышенность и реалистическая наблюдательность,в поисках своего развития он ищет тонкие переходы в пределах одного цвета, добиваясь светового объединения. Изучая натуру и наследие мастеров прошлого, художник в своей эстетической концепции создает большое реалистическое и эмоциональное искусство.

Анализируя творчество Валерия Хазова, мы убеждаемся в том, что русский пейзаж был и остается одним из доминирующих, главных жанров нашего национального искусства.
З. Панкрашина, искуствовед НГХМ.
Отзывы:
К моему стыду в этом прекрасном музее я впервые. Я очень давно была в Болдино. Сейчас, видя эти прекрасные картины, я вновь побывала в с.Болдино. Я счастлива, я рада. Александр Сергеевич всегда с нами.
С наилучшими пожеланиями, с уважением праправнучка А.С. Пушкина
Юлия Пушкина о выставке в Доме Нащекина на Арбате.
Прекрасная выставка. Своеобразный почерк художника передает его видение - изящное, и реалистическое, и жизнерадостное - русской природы.
Примаков Е.М.
Наконец-то в здании Гос.Думы появились высокохудожественные работы. Все акварели композиционно безукоризненны. Изумительно передан воздух, атмосфера различных времен года. Простые сюжеты ракрывают поэзию русской природы. Мастер безупречно и виртуозно владеет техникой акварели. Уважаемый Валерий Иванович, желаем Вам максимально широкого признания! Благодарим Вас за тонкое чувство нашей природы, за талант и мастерство. Еще раз - успехов во всем.
Помощники Депутата Гос.Думы В.И. Приставко и Т.О. Приставко
Мы, благодаря Вашим чудесным акварелям, заглянули в милые русской душе улочки знаменитого Болдино. Тишиной неземной струится от Ваших работ. Прямо в душу идет покой, тихая радость неброской, но родной природы. Как это Вам удается. Слава Богу, что не перевелись на Руси такие художники. Низкий Вам поклон за русские мотивы, за Ваш талант, за Ваш труд. Да хранит Вас Бог.
Преподаватель МГУ им.Ломоносова А.Гаврилов с женой
Болдинские акварели Валерия Хазова
Болдинские акварели Валерия Хазова
Сайт управляется системой uCoz